Публичное обсуждение

Декларации о намерениях инвестирования в строительство

"Нефтяной комплекс и сухогрузный "Северный морской порт" в губе Печенга Мурманской области

(Порт "Северный")

4
Домой ] Вверх ]

Оглавление    Назад    Далее 

6.ФИНАНСОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ.

 На основании проведённого экономического и финансового анализа установлено:

Затраты на организацию и строительство порта

2 млрд. долларов

срок окупаемости

10 лет

Ежегодный валовой денежный поток

100 млрд. рублей

 

7.ВОЗМОЖНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Антропогенному воздействию от хозяйственной деятельности «Порта» подвергаются воздушные, водные, земельные ресурсы.

Основными источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферу на нефтебазах являются:

·         резервуары с нефтепродуктами;

·         эстакады слива-налива нефтепродуктов в автомобильные и железнодорожные цистерны;

·         вентиляционные устройства производственных зданий (технологических насосных, химических лабораторий и т.п.);

·         объекты очистных сооружений (нефтеловушки, буферные и разделочные резервуары, пруды-отстойники, шламонакопители и пр.); открытые площадки с насосами, перекачивающими нефтепродукты;

·         котельные;

·         нарушение уплотнений технологического оборудования и коммуникации;

К числу основных загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу нефтебазой, относятся пары нефтепродуктов, образующиеся вследствие испарения во время приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, а также содержащиеся в дымовых газах котельных – оксид углерода, диоксид серы и азота, взвешенные вещества.

 

Для уменьшения воздействия на атмосферу необходимы следующие мероприятия:

  • герметизация резервуаров, дыхательной арматуры, своевременный профилактический ремонт трубопроводов и запорной арматуры;
  • налив нефтепродукта в железнодорожные цистерны под уровень;
  • для исключения перегрева и для сокращения потерь от испарения, танки и резервуары оборудуются приборами замера температуры и регулирования поступления теплоносителя;
  • рекомендуется нижний налив в автоцистерны и автоматизация процесса налива;
  • рекомендуется герметизация налива в транспортные средства с использованием установки улавливания и рекуперации паров нефтепродуктов;

В соответствии с требованиями действующего закона «Об охране атмосферного воздуха» для каждого источника выброса и нефтебазы в целом устанавливаются нормы предельно допустимых загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ).

После установления норм ПДВ в «Порту» будет организована система контроля над их соблюдением, элементом которой является лабораторный контроль фактического загрязнения атмосферы веществами, содержащимися в выбросах.

 

Источниками загрязнения почвы нефтепродуктами могут быть:

·         Нарушение уплотнений запорной арматуры, фланцевых и муфтовых соединений, сварных стыков;

·         Утечки вследствие коррозионных повреждений резервуаров, трубопроводов;

·         Продукты зачистки резервуаров и трубопроводов;

 

Для обеспечения экологической безопасности поверхностного слоя земли необходимо:

  • Для сокращения потерь нефтепродуктов и предотвращения загрязнения почвы при разливах, отборе проб и ремонтах необходимо устраивать закрытые дренажи в заглубленные резервуары-сборники с автоматической откачкой нефтепродукта;
  • Должен осуществляться постоянный надзор за герметичностью технологического оборудования, сальниковых устройств, фланцевых соединений, съемных деталей, люков и т.п.;
  • Во избежание потерь нефтепродуктов от переливов следует применять предохранительные устройства, автоматически прекращающие подачу нефтепродукта по достижении заданного уровня или разгерметизации коммуникации.
  • Для защиты почвы и грунтовых вод следует предусматривать противофильтрационные экраны или водонепроницаемые покрытия на всех участках территории нефтебаз, где проводятся операции с нефтепродуктами, а также сеть наблюдательных скважин по периметру территории «Порта».
  •  В местах возможного загрязнения почв и территории применять специальные стойкие и не впитывающие нефтепродукты покрытия.

К числу основных веществ, загрязняющих производственные сточные воды нефтебаз, относятся нефтепродукты, тетраэтилсвинец и взвешенные вещества.

 

Для предотвращения загрязнения грунтовых вод и вод в акватории морского порта «Северный» предусматривается:

  • Регулирование и организация стока ливневых вод с подачей их на очистные сооружения;
  • Применение специальных стойких и не впитывающих нефтепродукты покрытий в местах возможного загрязнения почв и грунтовых вод;
  • Организация селективного сбора, временного хранения и утилизации отходов производства и потребления, с оснащением узлов временного хранения отходов, исключающих их воздействие на почвы и на подземные воды;
  • Наличие на объекте запаса сорбирующих веществ;
  • Выставление боновых заграждений вокруг стоящего у пирса танкера;
  • Весь объем нефтесодержащих вод подлежит очистке;

Предусматривается организованное отведение с территории порта «Северный» ливневых поверхностных вод в аккумулирующую емкость объемом 2500м3. Также предусматривается принятие подсланевых вод с судов. Максимальный объем ливневого стока при двадцатиминутном дожде равен 33.6 м3. Разовый объем подсланевых вод равен 500 м3. Расчетное время обработки сточных вод по нормам технологического проектирования составляет 48 часов.

Предусматривается установить четыре накопительных емкости объемом по 2500 м3 каждая. Ливневые стоки по системе отведения поступают в накопительную емкость, где происходит осаждения тяжелых загрязнений (песок, глина и т.п.) и всплытие неэмульгированных нефтепродуктов, при этом всплывшие нефтепродукты отводятся в колодец, из которого периодически откачиваются, и направляются на утилизацию. Осадок из резервуара, по мере накопления, откачивается илососом и отвозится в специально отведенные места. Предварительно осветленная в резервуаре вода подается в помещение очистных сооружений, где проходит многоступенчатую очистку.

 

Примерная схема очистки воды от нефтепродуктов:

При помощи насоса вода подается на пластины электрокоагулятора, где производится ее электрохимическая обработка. Доочистка до установленных норм производится на адсорбционных фильтрах, после чего очищенная вода сбрасывается в канализацию.

Для обеспечения требований к составу и свойствам воды, сбрасываемой в канализационную сеть, будут разработаны и утверждены нормы предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ.

Все сооружения оборудуются современными средствами предотвращения разливов нефтепродуктов и диагностики их утечек.

Основные загрязняющие выбросы при эксплуатации угольного комплекса образуются в результате пыления при перегрузке и хранении угля (открытые склады, конвейера, пересыпные станции, судопогрузочные машины, вагоноопрокидыватели).

При эксплуатации комплекса для перегрузки контейнеров, металла, генеральных грузов основные выбросы загрязняющих веществ образуются при работе двигателей автотехники, используемой на комплексе; кроме этого, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу образуются при заправке автотехники топливом.

Перечень и прогнозируемое количество загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу представлен в таблице.

 

Наименование загрязняющего вещества

Код

Класс опасности

ПДК, (ОБУВ) для населенных мест, мг/м"

Прогнозируемые выбросы загряз­няющих веществ, т/год

Пыль неорганическая, содержащая ниже 20% двуокиси кремния

2902

3

0,5

558,407

Азота диоксид

0301

2

0,085

5,266

Серы диоксид

0330

3

0,5

1,001

Углерода оксид

0337

4

5,0

12,243

Керосин

2732

-

1,2

1,764

Сажа

0328

3

0,15

0,438

Бензин нефтяной

2704

4

5,0

0,64

Сероводород

0333

2

0,008

0,00023

Углеводороды предельные С12-С19

2754

4

1,0

0,084

 

Учитывая то, что проектируемые комплексы будут размещены на значительном расстоянии от жилой застройки с соблюдением необходимых размеров санитарно-защитной зоны, можно сделать предварительный вывод о том, что их эксплуатация не окажет негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха селитебной зоны территории, и предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в жилой зоне будут соблюдаться.

Для подтверждения этого при проектировании перегрузочных комплексов, в соответствии с действующими нормами экологического и санитарного законодательства, будут выполнены все необходимые расчеты загрязнения атмосферного воздуха.

 Порт «Северный» расположен в губе Печенга вблизи водоохранной зоны Баренцева моря, в пределах которой необходимо соблюдать особый режим хозяйствования, исключающий загрязнение прибрежной морской акватории.

Размеры водоохраной зоны и требуемый комплекс водоохранных мероприятий уточняются в рамках отдельного проекта. Для производства строительных работ на морской акватории и дальнейшей эксплуатации объектов комплекса предварительно оформляются лицензии на специальное водопользование.

 При эксплуатации порта предусмотрено образование сточных вод, которые при попадании в морскую акваторию могут оказывать на нее негативное воздействие.

Бытовые сточные воды образуются в административно-бытовых помещениях комплекса, а также принимаются с транспортных судов и судов портофлота.

Производственные стоки представлены судовыми льяльными водами.

Дождевые сточные воды собираются со всей территории проектируемого объекта.

 Для обезвреживания всех видов образующихся сточных вод проектом предусматривается строительство очистных сооружений (ОС) бытовых и производственно-дождевых стоков на объединенной площадке для угольного терминала и терминала генеральных грузов. Эффективность работы ОС должна обеспечить качество очищенных сточных вод, удовлетворяющее требованиям для рыбохозяйственных водоемов и допускающее их отведение в морскую акваторию.

 Состав и расчетные концентрации вредных примесей в сточных водах отражены в таблице.  

 

Наименование источника сточных вод

Перечень показателей состава и свойств сточных вод

Прогнозируемый объем сброса, тыс. м3/год

Наименование очистных сооружений и способа очистки

Пропускная ОС, тыс. м3/год

Эффективность очистки (мг/л)

Поступило на ОС

Сброшено после ОС

Портовый комплекс – полное развитие

1. Сточные воды от бытовых помещений комплекса и с судов

Взвеш. в-ва

 

БПКполн.

Азот аммон

Фосфаты (по Р).

СПАВ

Азот нитритов Азот нитратов

102,2

 

19,65

ОС бытовых сточных вод комплекса

125

300

 

320

33

10

10

-

-

5

 

3

0,4

0,2

0,2

0,02

9

30

2. Дождевые сточные воды с территории комплекса и льяльные стоки с судов

Взвеш. в-ва

 

Нефтепродукты

 

БПКполн.

 

ХПК

14584,

ОС производствен- но-дождевых сточных вод комплекса

5000

750

 

90

 

12

 

120

10

 

0,05

 

3

 

30

0458,08

700

(с учетом резервуаров- накопителей)

               

 Отведение очищенных сточных вод с территории портового комплекса в морскую акваторию предусмотрено через собственный глубоководный выпуск.

При эксплуатации проектируемого порта при выполнении производственно-технологических операций, обслужи­вании технологического оборудования, работе очистных сооружений, а также в ре­зультате жизнедеятельности работающего персонала, будут образовываться отходы производства и потребления.

Виды, количество, класс опасности (токсичность) и предполагаемые способы утилизации и размещения отходов производства и потребления представлены в таблице. 

Вид отходов

Количество отходов, т/год

Класс опасности (токсичность)

Предлагаемые способы утилизации и размещения отходов

Бытовые отходы

27,2

IV

Сжигание в инсинераторе комплекса

Пищевые отходы

3,2

IV

Передача населению на откорм скота

Ветошь промасленная

1,0

IV

Сжигание в инсинераторе комплекса

Осадок ОС производственно-дождевых сточных вод (при влажности 50 % после обезвоживания на прессфильтрах)

348,4

IV

Захоронение на полигоне по согласованию с ЦСЭН

Всплывающие нефтепродукты в ОС производственно-дождевых сточных вод (при влажности 70 %)

113,0

Ш

Утилизация на специализированном предприятии

Иловый осадок бытовых ОС (при влажности 70 % после иловых площадок)

19,4

IV

Рекультивация территории по согласованию с ЦСЭН

Особые судовые отходы

17,1

IV

Сжигание в инсинераторе комплекса

Эксплуатационные судовые отходы

71,5

IV

Разделение отходов по видам и передача для утилизации на специализированные предприятия

Бытовые отходы

36,2

IV

Сжигание в инсинераторе комплекса

Пищевые отходы

4,2

IV

Передача населению на откорм скота

Ветошь промасленная

1,4

IV

Сжигание в инсинераторе комплекса

Осадок ОС производственно-дождевых сточных вод (при влажности 50 % после обезво­живания на пресс-фильтрах)

678,0

IV

Захоронение на полигоне по согласованию с ЦСЭН

Всплывающие нефтепродукты в ОС производственно-дождевых сточных вод (при влажности 70 %)

137,3

III

Утилизация на специализированном предприятии

Иловый осадок бытовых ОС (при влажности 70 % после иловых площадок)

25,7

IV

Рекультивация территории по согласованию с ЦСЭН

Особые судовые отходы

30,7

IV

Сжигание в инсинераторе комплекса

Эксплуатационные судовые отходы

128,7

IV

Разделение отходов и передача для утилизации в специализированные организации

  

8.АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

 Прогнозируемая возможность возникновения аварийных ситуаций, их вероятность, масштаб и продолжительность воздействия. 

Операции

Возможные события

Ожидаемая частота

Количество разлитых нефтепродуктов

1

Погрузка нефтепродуктов

Обрыв швартовых приводящий к перегрузке шланга

1 раз в 5 лет

20-3- л (при отключенных насосах), 0,1 тонны на шлаг (при включенных насосах)

Выход из строя уплотнений шланга

1 раз в 2 года

10 л

 

Разрыв шланга

1 раз в 100 лет

1-2 тонны

Утечка из трубопровода

1 раз в 1000 лет

500 -1000 тонн

2

Швартовка к причалу и присоединение /отсоединение от ВПУ

Задевание плавающих шлангов

1 раз в 20 лет

7 тонн

3

Прибытие танкера

Столкновение с судном

1 раз в 20 лет

0

 Данные подготовлены компанией «Энвайронментал Ресорсез Менеджмент» (Environmental Resources Management) Англия на основании российских статистических данных по авариям на море.

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Настоящая Декларация является основой для разработки всей необходимой технической, технологической, землеустроительной, экологической и другой документации.

 Экономические исследования, проведенные в ходе работы над Декларацией, показывают, что строительство нового, многофункционального, морского, глубоководного порта на Северо-западе Российской Федерации, а именно в губе Печенга полностью отвечает требованиям Государственной транспортной политики, Концепции судоходной политики, Морской доктрине, ФЦП «Мировой океан», ФЦП «Модернизация транспортной системы», подпрограмме «Морской транспорт».

В связи с ожидаемым ростом грузопотоков порт «Северный» станет новым транспортным узлом Северо-Западного промышленного региона для обслуживания экспортно-импортных перевозок и перевозок по Северному морскому пути для товаропроизводителей не только из России, но и стран дальнего и ближнего зарубежья.

Данная Декларация разработана людьми, искренне верящими в экономический и политический триумф России. Она закладывает фундамент для реализации крайне важного для интересов страны и населения деле.

 С учетом уникальных возможностей порта «Северный» Россия сможет значительно увеличить свой экспортно–импортный потенциал. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию Северных территорий, экономической и военной безопасности страны, интеграции не столько в Европейский союз, доля которого в торговле и в настоящее время практически составляет половину, сколько во всю мировую экономику, что даст возможность более высокой степени независимости страны от конъюнктурных, политических вариаций ближайших «соседей».

 Окупаемость проекта практически не отличается от проектов принятых в программе «Модернизация транспортной системы», однако имеет свои особенности, в силу уникальности экономико–географического положения. Более точные прогнозы по эффективности проекта можно будет определить после проектно – изыскательских работ и возможности строительства терминалов, но уже в процессе изучения вопроса напрашивается вывод не столько об конкурентных преимуществах проекта, сколько об организации нового транспортного направления для обеспечения повышения эффективности Российской и мировой экономики.

Hosted by uCoz